Ле-Дор Ва-Дор - община прогрессивного иудаизма, г.Москва

Воскресная школа

4

                 

moron

Наш друг Алиса Марон создала свой сайт

http://www.alisa-maron.ru/

Искусство и иудаизм: Третьяковская галерея с ребе

E-mail Печать PDF

В общине «Ле-Дор Ва-Дор» уже несколько лет действует уникальный проект – поход в Третьяковскую галерею с раввином. Почему же проект является «уникальным»? Казалось бы ничего «такого»: ну Третьяковская галерея, ну раввин… Каждый, живущий в Москве или приезжающий в этот город, обязательно хотя бы один раз ходил в Третьяковку. Впечатления? Ну, здорово… ну, картины… ну, искусство. В общении с ребе тоже нет ничего особенного: ну кто хоть раз не общался с раввином? Ну, интересно, ну, занимательно, ну, иногда даже поучительно… А теперь представьте вашу экскурсию в Третьяковскую галерею с человеком, который сам является профессиональным художником, человеком, досконально изучавшим историю искусства, человеком, который объездил полмира, сравнивая различные направления в искусстве, различные стили и разных художников; наконец, с человеком, который посвятил свою жизнь иудаизму. Объединим это все и посмотрим, что же у нас получилось.

Мне посчастливилось в этом году побывать уже на 3 экскурсиях в Третьяковскую галерею с рав. Александром Лысковым (члены и гости общины уже наверняка догадались, о ком идет речь еще по первым моим строчкам). В моих маленьких очерках мне хотелось бы поделиться с читателями своими впечатлениями и рассказать о сюжетах, наиболее затронувших, поразивших или насмешивших меня. Итак, первая наша экскурсия с реб. Александром в Третьяковскую галерею состоялась еще в середине сентября, тогда мы посетили старую Третьяковку в Лаврушинском переулке. Оказывается, что мы можем читать картины так же, как книги: одни быстро просматривать и забывать, не находя в них ничего занимательного для себя; в других – ловить нечто необычное, но потом откладывать, мол, прочитаю как-нибудь потом при случае еще разок; в третьи – вглядываться всю свою жизнь, находя все новые и новые детали и особенности… Точно так же Тору мы читаем и разбираем всю жизнь, находя все новые и новые занимательные сюжеты, необычные моменты, интересные толкования… Но в своем первом очерке мне хотелось бы поговорить не о прочтении картин, а скорее, о курьезах, произошедших с художниками при написании своих работ и о самих картинах

. Интересно, как часто мы просто проходим мимо картин, совершенно не обращая внимания на мелкие (а иногда и совсем не мелкие) детали, возле которых настоящий художник-профессионал непременно остановится. Удивительно, как часто мы воспринимаем целостный образ картины как истинную задумку художника, абсолютно не видя исправления, неудачи, и просчеты этого художника, которые он старательно пытается исправить на уже «готовой» картине.

Я хочу остановиться на нескольких наиболее удививших меня веселых случаях. Итак, первое, это, пожалуй, картина великого художника Карла Павловича Брюллова «Всадница», находящаяся в 9 зале.

Представьте себе, Третьяковскую галерею решили посетить два араба, возможно даже шейха, так как выглядели они именно так, как выглядят шейхи. И вот один гид водит-водит их по галерее, но, видно, что им абсолютно не интересно, они быстро переходят, едва глянув, от одной картины к другой, совершенно не слушая ни историю картин, ни биографии художников. И вдруг подойдя к картине «Всадница» они оба мгновенно замирают. Первые мысли гида: «Ну, наконец-то! Наверное, им понравилась девушка». Гид начинает рассказывать о картине и тут один говорит: «Лошадь!» «Что лошадь?» – спрашивает гид недоумевая. «Лошадь сейчас упадет! У нее же ноги больные!» – кричит шейх. «С чего вы взяли?» – растерянно спрашивает гид. «Ну не бывает таких коленей у скакунов!» – возмущается араб. А ведь кто-кто, а арабы очень хорошо разбираются в лошадях. Получается, не доработал художник колени

… Но перейдем от Брюллова к не менее замечательному художнику Ивану Николаевичу Крамскому, а именно к его портрету великого писателя Л.Н. Толстого (находится в 20-ом зале).

Я с удивлением узнала от рав. Александра, что Лев Николаевич Толстой страшно не любил позировать для картин, а все художники непременно хотели его написать. И вот, единственный художник, кому Лев Николаевич согласился позировать аж(!) в течении двух часов был Иван Николаевич Крамской, который прекрасно изучил особенности лица Толстого, написал прекрасный портрет, но вот жалость, закончилось два часа, а все, что ниже лица, Крамской изобразить не успел. Вот и пришлось замечательному художнику как-то изворачиваться, просить у Толстого его рубашку, набивать ее соломой и так дописывать портрет. И действительно, если вы посмотрите на портрет Толстого, написанный Крамским, вы увидите, что все, что ниже лица у Льва Николаевича абсолютно бесформенное, особенно обратите внимание на его плечо. Однако сам Толстой признал портрет удачным.

А вот русский живописец еврейской национальности Исаак Ильич Левитан и его картина «Осенний день. Сокольники» (зал 37)

Единственная его картина-пейзаж, на которой присутствует изображение человека. Его дипломная работа. Только вот не все знают, что никак не удавалась ему женская фигура, как он ни старался. И попросил Левитан, как вполне находчивый еврейский юноша, написать женскую фигуру своего друга, а по совместительству и брата небезызвестного писателя Николая Павловича Чехова. Вскоре картина была замечена и куплена Третьяковым

Александр показал нам и ошибки художников: на первый взгляд вы их не увидите, но если долго рассматривать картину, может оказать, что первоначальный силуэт человека на картине был позже передвинут художником, а «дырка» замазана другой краской. А смотрится это все как изначально задуманная композиция. Или как, например, художник, ища симметрию или, наоборот, асимметрию уже после написания основной части картины добавляет или убирает некоторые детали, как на картине с семисвечником, менорой то есть, если присмотреться, видно, что уже на готовой картине одна свеча была явно сдвинута, а место, где она было до этого – старательно замазано художником (естественно, что ничего этого бы лично я не знала, если бы не экскурсия в Третьяковку с рав. Александром).

Да и исторические ошибки – не редкость даже у именитых художников: вот, например, картина прекрасного художника Василия Дмитриевича Поленова «Среди учителей», где маленький Иисус проповедует в синагоге. А вот Тора, которую держит старец, сидящий слева лицом к нам, – книжная!!!

 Ну как могла очутиться там книга, если книгопечатание изобрел Иоганн Гуттенберг в середине XV века? Конечно же, по свиткам нашу Тору читали. И в картине это далеко не единичный исторический «прокол», но об остальном мы поговорим в другой раз, так как следующая мой очерк как раз и будет посвящен еврейским образам в русской живописи.

Обновлено ( 10.11.2012 17:13 )  
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Консультация раввина

Раввины общины: рав Александр Лысковой и рав Леонид Бимбат проводят индивидуальные консультации.

Телефон: +7-495-956-66-09
 Email:ledorvadormoscow@gmail.com


Похожие материалы:

uvdx0hgpmsi

You are here: