Ле-Дор Ва-Дор - община прогрессивного иудаизма, г.Москва

Воскресная школа

4

                 

moron

Наш друг Алиса Марон создала свой сайт

http://www.alisa-maron.ru/

Диспут. Кто и за что спорит?

E-mail Печать PDF

P11309428 декабря 2011 в бывшем здании РЕК на Б.Спасоглинищевском переулке движение Шахар организовало дебаты на тему: "Евреи и Иудаизм сегодня". В роли дебатеров выступили: руководитель общины реформистского иудаизма «Ле-Дор ва-Дор», раввин Александр Лысковой и заместитель председателя Московской еврейской религиозной общины (Хоральная синагога), раввин Яков Щумяцкий (данный порядок упоминания участников основывается лишь на очередности их появления на встрече).

Как было заявлено в анонсе: «данное мероприятие возрождает давнюю еврейскую традицию диспутов». Организационно встреча была разделена на 4 этапа: представление религиозного течения, вопросы между участниками диспута, вопросы зрителей и рефлексия всех участников встречи.

Я не стану подробно пересказывать весь ход встречи… Не благодарное это дело. Кто хотел, мог и пришел - видели и слышали все сами… Не стану я хвалить или хаить одну из сторон – это уж точно не по-еврейски «бить брата своего».

Данная статья – есть попытка поставить вопросы, которые не были заданы вслух, но являются их основой.
Главный вопрос: Какой Иудаизм является хорошим (правильным)? Какими критериями мы определяем правильность Иудаизма? И может ли существовать в принципе «правильный Иудаизм»? Если да, то, как относится к тем, кто не соответствует в данный момент «генеральной линии партии»? Накладывать херем?

А ведь таких примеров в нашей истории было множество: от херема трудов Маймонида, которые демонстративно сжигалась на площадях перед синагогами «верными главной идеологии» раввинами и руководителями еврейских общин 11-12 веков, до херема, вынесенного Иерусалимской общиной в 1893г. знаменитому лингвисту Элиэзеру бен Иегуде, способствовавшему возрождению иврита в качестве живого разговорного языка.

Желание людей быть с «правильной стороны» мне понятно. Это жизненно безопасно. Мы постоянно оцениваем себя, окружающих, подвергаемся и требуем оценки со стороны. И если человек, хоть на секундочку представит себе, что он находится "не с той стороны", то вывод для него самого неутешителен: «он – нехороший человек».

«Страх изгойства» - будет разъедать человека изнутри, заставляя «надевать пуримскую маску» «своего парня». Какое-то время – это спасает человека, но… страх нельзя спрятать, как нельзя от него отказаться. Единственное лечение страха – это честность и информированность.

Давайте, честно, зададим себе вопрос: Не является ли наложение одними членами еврейского народа херема - «клейма изгойства» на других нашей приобретенной чертой из-за длительного наблюдения «войны на ведьм» в христианской Европе?

Большинство диспутов, организованных папистами, в принудительном порядке, с раввинами заканчивался так: «Что вы с ним спорите, он же еврей…» А дальше были погромы, сжигание Талмуда и т.д.

Мы восхищаемся Нахманидом, сумевшим открыто показать всем собравшимся на диспуте, что вызвавший его на поединок «борец за правильную и единственно верную веру» безграмотен и несведущ в еврейской традиции и в еврейских текстах.

Давайте ответим честно: Стали бы ученики школы Гилеля накладывать херем на учеников школы Шамая в своем споре? Почему Вы, уважаемый читатель, качаете отрицательно головой? Ведь упомяни я спор учеников школы Шнеура-Залмана Шнеерсона и учеников школы Виленского Гаона в памяти у Вас обязательно возникнут не известнейшие «галахические решения» этих бесспорно замечательных школ, а банальный херем, наложенный друг на друга.

Из всего этого друзья, напрашивается один очень интересный вывод: величие и масштабность гения раввина или руководителя еврейского народа (или его части), заключается… в его способности к мирному диалогу и братскому спору «во имя небес» с инакомыслящими раввинами или руководителями еврейского народа (или его части), в его информированности о многообразии вариаций галахи и согласии прийти к соглашению с оппонентами для сохранения жизни и единения еврейского народа. 


Данная статья является личным мнением автора.

Обновлено ( 15.12.2011 21:39 )  
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Консультация раввина

Раввины общины: рав Александр Лысковой и рав Леонид Бимбат проводят индивидуальные консультации.

Телефон: +7-495-956-66-09
 Email:ledorvadormoscow@gmail.com


Похожие материалы:

uvdx0hgpmsi

You are here: