Ле-Дор Ва-Дор - община прогрессивного иудаизма, г.Москва

Воскресная школа

4

                 

moron

Наш друг Алиса Марон создала свой сайт

http://www.alisa-maron.ru/

Ноах

E-mail Печать PDF

К началу недельной главы люди живут много сотен лет. Тем не менее, Господь решает "стереть с лица земли" все Свои творения. Это решение принято из-за распространившегося по земле вопиющего человеческого зла, хотя истинная природа этого зла не разъясняется. В то же время, Бог склонен проявить милость к семье одного из представителей десятого поколения человечества – Ноаха, возраст которого составляет свыше 500 лет. Ноах вскоре будет предупрежден о грядущем потопе.

ПОТОП (6:9-8:14)
Во многих культурах встречаются рассказы о великом потопе. Считалось, что они отражают катастрофу планетарного масштаба, вызванную или вулканическим извержением, или космическим катаклизмом, которые могли вызвать подъем уровня мирового океана, достаточный для того, чтобы затопить все континенты. Недавние научные исследования показали, что во времена, близкие к переходному этапу между доисторическим и историческим периодами, воды Персидского залива могли подняться настолько, чтобы покрыть южную часть долины Месопотамии. Но библейский рассказ выходит далеко за рамки воспоминаний о доисторических событиях или древних народных сказаний – это прежде всего нравоучительная история, имеющая моральную подоплеку.

Ее темы – это грех, праведность и вторично предоставленная возможность жить в соответствии с Божьей волей, а не противиться ей. Существует известное сходство между библейским и другими ближневосточными сказаниями о потопе – они совпадают между собой во многих деталях: ковчег, ворон, голубь; но мы обнаруживаем фундаментальные различия между ними, как только речь заходит о подходе. В Библии причиной Потопа является грех человеческий; в аккадско-вавилонском же эпосе об Атрахасисе шум и гомон, производимые людьми, потревожили сон богов и побудили их к действию. В Библии Ноах спасается, так что он может начать человеческую одиссею заново; в эпосе о Гильгамеше герой потопа возводится в статус бессмертного и устраняется, таким образом, из человеческой истории. А что самое важное – в Торе Бог устанавливает законы, дабы противостоять человеческой порочности, в то время как в других ближневосточных преданиях такой ответ Бога не встречается.

ПОСЛЕ ПОТОПА (8:15-9:29)
Когда потоп миновал, человек вновь оказался перед лицом экзистенциальных проблем. Он получил заверение, что Бог не будет больше "губить все живое" (Бер. 8:21) и что есть неизменный порядок, который сам Бог не станет отменять. Радуга выглядит как бы подписью Бога под обетованием Его, и сыны Ноаха отправляются заселять мир.

НАРОДЫ (10:1-32)
Глава 10 представляет собой обзор народов, известных библейской традиции. Она принадлежит к последней из частей книги, отражающих события всеобщего, вселенского характера; затем фокус повествования смещается к более важной теме: появление одной семьи и народа, который произойдет от нее. Таким образом, этот перечень народов представляет собой нечто большее, чем каталог имен, – а именно фон для дальнейшего повествования. КОНЕЦ ПРЕДЫСТОРИИ: ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ И ПОСЛЕ НЕЕ (11:1-26) Рассказ о Вавилонской башне, вклинивающийся в реестр народов, который начинается в гл. 10 и продолжается со стиха 10 главы 11, стоит между описанием происхождения всего человечества и частным перечислением семей, от которых произойдут Терах, Авраам и их линия. Рассказ этот призван дать ответ на два вопроса: откуда происходит многообразие языков? Каким образом человек рассеялся по миру и заселил его? Эти вопросы не рассматривались в главе 10. Намереваясь ответить на них, Библия приводит нам особое предание, которое должно существовать независимо от перечня народов – поскольку история о Вавилонской башне представляет все человечество живущее неразделенным в одном небольшом регионе. Это единство языка и жизненного пространства разрушается, потому что мятежные деяния человека снова вызывают Божью кару.

Хоть и существует шумерский рассказ о смешении языков, тем не менее пока не найдено никаких параллельных мотивов в ближневосточных анналах, которые позволили бы нам провести какие-либо сравнения или выявить противоречия, которые бы помогли четче прояснить цель библейского сказания о Потопе.

Исследователи Библии, как правило, считают что вступительная часть книги Берешит, которая завершается здесь, первоначально была отделена от следующего далее цикла рассказов о праотцах. Соединение предыстории и истории (в широком смысле слова) предоставляет библейским редакторам возможность показать возвышение Авраама и его потомков в цельном контексте планов Бога в отношении человечества.

_______________

Полный комментарий раввина Гюнтера Плаута  можно приобрести в Московском Центре Прогрессивного Иудаизма (Аргуновская, 3: 4-тый этаж)

Обновлено ( 25.10.2011 09:18 )  
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Консультация раввина

Раввины общины: рав Александр Лысковой и рав Леонид Бимбат проводят индивидуальные консультации.

Телефон: +7-495-956-66-09
 Email:ledorvadormoscow@gmail.com


uvdx0hgpmsi

You are here: