Ле-Дор Ва-Дор - община прогрессивного иудаизма, г.Москва

Воскресная школа

4

                 

moron

Наш друг Алиса Марон создала свой сайт

http://www.alisa-maron.ru/

Книга Берешит

Книга Берешит – это книга начал. Она не повествует о человеческом росте и развитии в ключе, любезном сердцу современного человека, воспитанного на принципах эволюции. На самом деле, Берешит, так же, как и следующие за ней книги, вольно смешивает деволюцию (скатывание вниз от первобытного совершенства) с эволюцией (подъемом от низшей стадии к высшей). Религиозное и нравственное прозрение обычно не представляется в Библии как процесс медленного и болезненного морального роста; совсем наоборот, религиозный гений зачастую проявляется без видимых предпосылок, “на ровном месте” – как, например, в случае с Авраамом. Это, однако, не должно заставлять нас отвергать такие рассказы как “неправдоподобные”, ибо духовная, этическая история не похожа на физическую историю. Изменения, мутации в сфере духовного, происходили, по-видимому, достаточно часто в истории человечества, и библейская летопись отчасти может быть прочитана как хроника подобных мутаций. Само создание народа Израиля, которому посвящена Тора, сокрушает все правила механической эволюции.



Ваишлах. "Яаков становится Исраэлем. Изнасилование Дины. Хроника рождений и смертей"

E-mail Печать PDF

В начале недельной главы Яаков возвращается на родину, в землю Ханаан. Это чрезвычайно важное событие. Двадцать лет прошло с тех пор, как испуганный молодой человек занял место своего брата близнеца Эсава. Яаков уходил нищим и одиноким, но возвращается с большой семьей и значительным имуществом.

ЯАКОВ СТАНОВИТСЯ ИСРАЭЛЕМ (32:4-33:17)
Изгнание Яакова приближается к завершению. Но он не может вернуться домой, не урегулировав прежде свои отношения с братом. За двадцать лет оба брата сильно изменились. Пришло время обратиться к прошлому и, тем самым, обеспечить будущее. Готовясь к встрече в Эсавом, Яаков также встречается с Богом. «Человек» борется с ним всю ночь, и с наступлением утра Яаков становится Исраэлем. Этот рассказ служит фоном для истории о примирении и поднимает важные вопросы о природе и значении имени «Исраэль».

Подробнее...
 

Ваеце. "Сон Яакова. Яаков в Харане"

E-mail Печать PDF

Родословная Ицхака (продолжение)
К началу недельной главы Яаков обманным путем получает благословение своего отца Ицхака. Сейчас, когда он находится на пути к родственникам в Харан, повествование сосредоточено на Яакове и его собственной семье. В итоге, он сам влюбится и будет обманут. Он будет служить господину, но его заработок не будет установлен. Хотя эти очаровательные классические истории говорят с нами языком человеческих мыслей и поступков, тем не менее именно Божественный план, открытый Яакову в начале главы, определяет лежащую в их основе идею. СОН ЯАКОВА (28:10-22) Покидая Землю Израиля, Яаков видит многозначительный сон. Эта первая его встреча с Богом побуждает его дать обет.

Обновлено ( 09.12.2011 11:25 ) Подробнее...
 

Толдот. "Близнецы. Жизнь Ицхака. Благословение Ицхака".

E-mail Печать PDF

Родословная Ицхака
С началом недельной главы начинается новый литературный раздел, продолжающийся до главы 36. Предыдущая глава рассказывает о кончине Сары, а затем Авраама. Можно было предположить, что со смертью Авраама внимание Торы сосредоточится на его сыне Ицхаке. Но оно немедленно переключается с него на его детей. Ицхак, главным образом, выполняет роль передаточного звена от Авраама к Яакову.

Обновлено ( 23.11.2011 12:51 ) Подробнее...
 

Хаей Сара. "Смерть Сары. Ривка у колодца".

E-mail Печать PDF

СМЕРТЬ И ПОГРЕБЕНИЕ САРЫ (23:1-20)
Этот отрывок начинается сообщением о завершении жизни Сары. Однако, сама глава описывает приобретение Авраамом пещеры Махпела для погребения своей жены. Сделка эта описывается весьма подробно, потому что это больше, чем акт глубокого чувства со стороны скорбящего мужа. Она символизирует надежду потомков этой пары – читателей рассказа.

РИВКА У КОЛОДЦА (24:1-25:18)
История помолвки Ривки происходит в обществе, которое становится все более патриархальным, и в то же время является полигамным. Однако, в книге Берешит можно найти уже и зачатки моногамных союзов. Фраза «Оставляет человек отца и мать своих и прилепляется к жене своей» (Бер. 2:24) весьма выразительно указывает на эту тенденцию. Можно отметить, что в отличие от Авраама и Яакова, Ицхак придерживается моногамии [1]. Невеста приобреталась за выкуп (מוֹהַר – моhар), хотя, как мы видим в истории с Яаковом, жених мог при случае вместо денег предложить собственный труд. Сама брачная церемония сводилась до минимума: новобрачная закрывалась покрывалом и препровождалась в шатер жениха. Идиллическим повествованием о женитьбе Ицхака на Ривке заканчивается цикл рассказов об Аврааме. Фокус перемещается с праотца на Ривку, которая станет праматерью для следующего поколения. И снова читателю предоставлено осознать постоянно присутствующий в книге Берешит мотив – за всеми человеческими начинаниями стоит Бог.

_______________

Полный комментарий раввина Гюнтера Плаута  можно приобрести в Московском Центре Прогрессивного Иудаизма (Аргуновская, 3: 4-тый этаж)

 

Ваера. "Вестники Сдома и Гоморы. Жертовприношение Ицхака"

E-mail Печать PDF

ВЕСТНИКИ (18:1-15)
В кратком промежуточном эпизоде рассказывается, как Бог снова заверяет Авраама, на этот раз вместе с Сарой, в появлении у них потомства. Извещают об этом три "человека", таинственных посланца Божества. Дальнейшее повествование демонстрирует еще одно качество Авраама – его гостеприимство.

СДОМ И АМОРА (18:16-19:38)
История Сдома и Аморы столь часто упоминается в Библии, что только исторический катаклизм небывалых размеров мог запечатлеться так глубоко в народной памяти. Кроме того, существуют параллельные истории, и, вероятно, существовали заметные руины, напоминавшие людям о том, что произошло когда-то в этом регионе. Города эти находились, скорее всего, у южной оконечности нынешнего Мертвого моря (где расположен сегодняшний Сдом). Эта местность изобилует битуминозными и соляными формациями (Бер. 14:10, 19:26; Дварим 29:22) и является частью глубокого рифта (разлома), тянущегося от Армении до Центральной Африки и проходящего с севера на юг через долину Арава. Этот рифт, как предполагается, возник в результате катастрофического землетрясения, которое могло поднять уровень Мертвого моря настолько, чтобы воды его покрыли пространство, ранее бывшее долиной Сиддим (Бер. 14:3), и затопили оба города. (Разрушение это постигло, очевидно, все "города равнины" [Бер. 13:12; 19:25], т.е. города, упоминаемые в 14-й главе книги Берешит. Лишь Цоар был пощажен.) Однако, цель библейского повествования здесь – не поведать о природных явлениях как таковых, а представить эти явления в свете религиозных воззрений. Бог разрушил эти города, поскольку люди были порочны. Рассказ этот переплетает, таким образом, естественное со сверхъестественным, используя при этом символы и фольклор, – с целью преподать нам урок о последствиях нравственной развращенности. Примечательное противостояние предваряет саму драму. Извещенный о предстоящем разрушении Сдома и Аморы, Авраам решается оспорить Божественное правосудие и вопрошает Всевышнего напрямую. Заступничество Авраама оказывается безуспешным не потому, что его нравственная позиция ущербна, а из-за того, что его посылка неверна: нет праведников в городах этих. Из этой истории становится ясно, что религия Авраама – это больше, чем набор культовых обрядов. Она обращена к людям и их проблемам и зиждется на вере Авраама в Бога праведного и справедливого.

Подробнее...
 

Лех леха: "Авраам: Призвание, странствия, завет обрезания "

E-mail Печать PDF

ПРИЗВАНИЕ АВРАМА
(12:1-9) Обращение Бога к одному человеку – послание и предзнаменование – становятся отправной точкой еврейской истории. Хотя история Аврама должна быть прочитана как история отдельной личности, он (и это в равной мере относится и к другим патриархам) – больше, чем индивидуум. Тора рассматривает патриарха в качестве архетипа, представляющего его потомков и их судьбу. Жизнь праотца отражается в последующем жизненном опыте народа Израиля: כָּל מָה שֶׁאִירַע לוֹ אִירַע לְבָנָיו, – «Все что произошло с ним, произошло и с его потомками». Множество классических изречений мудрецов выражает мысль о том, что истории патриархов являются знаком для их потомков.

Подробнее...
 

Берешит

E-mail Печать PDF

Бог в книге Берешит

Начиная с первого предложения книги Берешит, очевидно, что существование Бога принимается само собой разумеющимся. Бог появляется на страницах книги Берешит как Творец мира и как Друг Праотцев. Говоря о Боге, книга без труда переходит от универсального уровня к частным проблемам и заботам. Мы, современные люди вероятно испытали бы при этом некоторые затруднения, поскольку наше отношение к концепции Бога обычно не столь интимно-личное и непосредственное, как это было в библейские времена. Для древних Бог был не абстрактной силой, принципом или процессом; Он скорее был Отцом, Другом, Царем. Индивидуальность была высшим проявлением Творения, и о самом Боге-Творце можно было вести речь только в таких категориях.

Обновлено ( 18.10.2011 22:15 ) Подробнее...
 

Ноах

E-mail Печать PDF

К началу недельной главы люди живут много сотен лет. Тем не менее, Господь решает "стереть с лица земли" все Свои творения. Это решение принято из-за распространившегося по земле вопиющего человеческого зла, хотя истинная природа этого зла не разъясняется. В то же время, Бог склонен проявить милость к семье одного из представителей десятого поколения человечества – Ноаха, возраст которого составляет свыше 500 лет. Ноах вскоре будет предупрежден о грядущем потопе.

ПОТОП (6:9-8:14)
Во многих культурах встречаются рассказы о великом потопе. Считалось, что они отражают катастрофу планетарного масштаба, вызванную или вулканическим извержением, или космическим катаклизмом, которые могли вызвать подъем уровня мирового океана, достаточный для того, чтобы затопить все континенты. Недавние научные исследования показали, что во времена, близкие к переходному этапу между доисторическим и историческим периодами, воды Персидского залива могли подняться настолько, чтобы покрыть южную часть долины Месопотамии. Но библейский рассказ выходит далеко за рамки воспоминаний о доисторических событиях или древних народных сказаний – это прежде всего нравоучительная история, имеющая моральную подоплеку.

Обновлено ( 25.10.2011 09:18 ) Подробнее...
 

Консультация раввина

Раввины общины: рав Александр Лысковой и рав Леонид Бимбат проводят индивидуальные консультации.

Телефон: +7-495-956-66-09
 Email:ledorvadormoscow@gmail.com


uvdx0hgpmsi

You are here: