Ле-Дор Ва-Дор - община прогрессивного иудаизма, г.Москва

Воскресная школа

4

                 

moron

Наш друг Алиса Марон создала свой сайт

http://www.alisa-maron.ru/

Рав Александр Лысковой

E-mail Печать PDF

lyskovoyНа нашем сайте мы продолжаем рассказ о людях, которыми гордимся, дружба которых явялется честью и благословением. 

В предверии дня рождения раввина Александра Лыскового, предлагаю ознакомится с ответами рава на вопросы сайта "Большой город" (http://bg.ru). В течении трех лет сайт задавал вопросы представителям религии и науки. Вопросы и ответы, представленные в подборке, вошли на сайте в две рубрики: "Вопросы мудрецам" и "Вопросы детей".

«Почему в Ветхом Завете Бог злой и мстительный?»

«Тора очень противоречивая книга, если ее читать без комментариев. По сюжету многие герои кажутся неправильными, а поступки Бога — агрессивными. Когда это читаешь, у тебя закипает несогласие с текстом и с таким Богом. И это очень хорошо. Как только включается эмоция, ты начинаешь искать выход. Ты ищешь оправдание царю Давиду, который поступил гнусно, убив своего военачальника и забрав его жену. Или ты не понимаешь, почему Бог жестоко наказывает свой избранный народ. И тогда ты ищешь и находишь комментарии, которые объясняют тебе: это ты должен понимать не так, как это выглядит с первого взгляда. И вдруг глубина поступков вскрывается, у тебя наступает принятие текста, в твоей душе восстанавливается мир. Текст, который тебя раздражал, вдруг оказывается гармоничным и ложащимся на душу. Это называется теодицеей — оправданием Бога. Так наши дети, которые с детства учат Тору и комментарии, выходят из школ с опытом и желанием находить компромиссы».

Когда детям нужно прекращать впускать родителей в свою жизнь, ограничивать их влияние? Какая дистанция между детьми и взрослыми идеальноа и наиболее продуктивна?

«С момента совершеннолетия юноша становится полноправным членом общины, он имеет право принимать участие в общественных богослужениях, и на него возлагаются все обязательства, связанные с законами Торы. Он обязан поститься, посещать службу, праздновать праздники. И во время обряда бар-мицвы выходит его папа и говорит: «Спасибо Всевышнему за то, что он избавил меня от ответственности за этого человека». В древности тринадцатилетний юноша был уже достаточно взрослым, чтобы завести свое хозяйство, а в наше время мы понимаем, что он еще остается ребенком, что мы еще долго будем о нем заботиться. Но мы специально делаем его взрослым в его глазах. Почему? Потому что мы возлагаем на него определенную ответственность, и это очень важно для ребенка в этом возрасте. Но юношей, на иврите «наар», может быть назван достаточно взрослый человек. Например, когда Авраам собирается возвести Ицхака на гору Мориа, чтобы якобы принести его в жертву, Ицхаку 36 лет — и он назван «наар». Как можно назвать юношей человека 36 лет? Дело в том, что в еврейской традиции мужчиной считается только тот, кто взял на себя ответственность за других. После того как человек женился, родители уже не должны вмешиваться в его жизнь. Если он, конечно, их об этом не попросил. И все с детства знают, когда родители должны закончить свою опеку, — это очень хорошо и полезно. Конечно, идише мама всегда влезает, но сын точно знает, что, если у него есть семья, он действительно имеет право не пустить ее на эту территорию. А пока у него нет семьи, это еще под сомнением».

Где должна проходить граница толерантности (по отношению к представителям других наций, религий, взглядов)?

Что такое толерантность? Это просто умение слушать. Если человек говорит: «Я думаю так-то, сравни с тем, как думаешь ты», и оказывается, что разница заключается только в форме — дай ему так думать. Но если человек говорит, пред¬положим, что вот тут убивать можно, а вот тут убивать нельзя, — внимательно посмотри, где он сказал «можно». Потому что это противоречит тому, что ты знаешь. И если это не име¬ет отно¬шения к той смерти, которая пред¬полагается за нарушение закона, а явля¬ется решением проблемы или обесцени¬ванием жизни другого человека — то тут моя толерантность заканчивается. То есть граница находится там, где лежит что-то, неприемлемое не по форме, а по своей сути».

Можно ли давать взятки, если это единственный способ не остаться без прав, отправить ребенка в нормальную школу, получить нормальное медицинское обслуживание?

«В еврейской традиции существует закон, обязывающий общину выкупить любого еврея из тюрьмы. Свобода — это необходимое условие существования еврея, мы, начиная с египетского рабства, немного даже помешаны на свободе. Взяткой это не считается, это закон.

По поводу того, надо ли платить врачам. В связи с советской властью у нас немного извратилось представление о заработке врача. В Советском Союзе врачи были самым нищим классом. На самом деле врач должен просить столько, сколько он считает нужным, и человек должен платить столько, сколько он считает нужным. А если у нас врач до сих пор получает мизер, то, естественно, я должен ему платить. Это не взятка, просто я возмещаю ему то, что государство ему недодает».

Как ходить в церковь современному человеку, каждый день так или иначе нарушающему ее заветы? Как совмещать два сложносовместимых способа жить?

«Синагога — это место, куда люди приходят молиться. Если я туда прихожу, у меня появляется шанс измениться к лучшему и встретить хороших людей. Так что дай себе шанс».

До какой степени нужно ограждать своих детей? Надо ли рассказывать им о педофилах и прочих внешних опасностях, не станут ли они параноиками?

«Если ты рассказываешь ребенку о чем-то, чего надо избегать, то скажи и что-нибудь хорошее по отношению к людям, которых не надо избегать. Чтобы он чувствовал не опасность со всех сторон, а разницу между плохим и хорошим».

Нужни ли подавать бомжам, если знаешь, что они потратят деньги на водку? Или если знаешь, что «нищенка» с одной и той же историей каждый день стоит на одном и том же месте и просто зарабатывает деньги?

«В еврейской традиции есть запрет рассуждать в тот момент, когда ты даешь деньги. Нельзя рассуждать о том, что человек достаточно сильный, чтобы пойти работать. Нет. Мало ли почему он оказался здесь.

С другой стороны, помешать может ¬знание. Например, если человек просит подаяния в метро, 90%, что он принадлежит нищенской мафии. То есть, скорее всего, ты будешь кормить бандитов, а они других бандитов — то есть ты попадаешь в цепочку, на твоем чувстве сострадания просто играют».

Как жить в мире, который тебя не устраивает, но изменить который ты не можешь? Бывают и ситуации такие — ты и справиться с ними не можешь и выйти из них.

«В еврейской традиции не бывает мира, который тебя не устраивает. Бывает мир, который ты не понимаешь. Ты не понимаешь, как он устроен, не видишь тончайшие нити, которые соединяют все события в одно большое полотно. Мир априори не может быть несовершенным. И еврейская традиция говорит: начни с себя, начни с обучения. Может быть, тогда некоторые несоразмерности и несуразности этого мира некоторым образом будут объяснены. Не говоря уже о том, что если глубоко уходить в Тору, то ты можешь в конце концов достигнуть ее скрытых смыслов, чуточку прикоснуться к тому, как этот мир вообще существует. Хотя это, конечно, только большим мудрецам дано.

По поводу ситуации. Сами слова ¬«выйти из нее не могу» не принимаются иудаизмом. Потому что это неправда. Это значит, что ты не нашел выход. Ты просто искал в другом направлении. Но выход всегда существует. И один из них, только один из них, но главный, это обращение к Нему за помощью. И как только ты начинаешь всерьез ¬говорить вот в этом направлении, ты изменяешься. А тот человек уже может выйти».

Всегда ли непростительно врать? И как понять, когда ложь во спасение, а когда от малодушия? Ведь бывает, что не хочешь волновать близкого, а бывает — боишься ответственности.

«Я знаю случай, когда перед смертью человеку три года не говорили о смерти сына. Ему рассказывали, что он на севере, что у него нет времени приехать. И старый дед, умирая, думал, что сын еще жив. Это не принесло никому вреда; старик умер без страданий. Я не знаю, насколько это справедливо. Но если ложь во спасение, если она уменьшает страдания человека, то, может быть, она и допустима. Это, как правило, связано с людьми, которые находятся на смертном одре, которым немного осталось жить, то есть ложь потом не превратится в игру, в которую стали играть и заигрались.

Есть такое выражение: про что-то, обычно про какое-то действие, говорят «лешем Шамаим» («во имя Небес») и «лё лешем Шамаим» («не для Небес»). Если человек что-то делает ради Б-га, то есть с сознанием того, что это Ему будет приятно, то пожалуйста. Наверное, можно солгать, если это ради Б-га. А если это ради себя, а не во имя Небес, — тогда нет».

Как бороться с нетерпимостью внутри себя?

«Если ты говоришь, что не можешь чего-то терпеть, это значит, что ты смотришь с некой точки зрения и, скорее всего, она неправильная. Мир создан так, чтобы в нем все гармонично реализовалось. Если ты не можешь чего-то терпеть, значит, ты не понимаешь, зачем оно существует. Попробуй найти ему место, попробуй найти его положительную сторону. А если это не получается, посмотри, почему это так трогает тебя: возможно, где-то у тебя есть точка, на которую это больно давит; возможно, неправильно что-то именно в этом месте. Уметь принимать — это очень сложно, но это огромное счастье».

Что делать, если постоянно занимаешься какой-то ерундой, а свое призвание найти не можешь?

«Еврейская традиция предполагает, что ребенок с самого раннего возраста должен учиться Торе. Вначале он читает Пятикнижие Моисея, потом пророков, потом Писание, потом переходит к Мишне, потом к Талмуду. У него нет времени заниматься ерундой. Поэтому когда ребенок говорит: «Я не знаю, чем заняться» — естественно, я отправлю его учить Тору. Но предположим, что пока он учится Торе, ему вдруг стала интересна история монгольского народа или математика. В этот момент он может остановиться — я как реформистский раввин разрешаю ему это сделать. Он может остановиться, прервать на время это учение. А искать призвание просто так, думая, что оно у тебя есть? Не трать время. Займись пока Торой — тем, что уже давно проверено».

Какие есть способы защитись себя и свою семью от внешнего зла?

«Наверное, это основная задача многих законов Торы — оградить тебя от опасности. Все наши заповеди направлены на то, чтобы тебе было лучше. Если ты не злонамеренный, не агрессивный человек, то чаще всего вокруг тебя будут появляться люди, похожие на тебя. И даже плохой человек, подойдя к тебе, будет отражать тебя, усмирять сам себя. Так что начинать всегда нужно с изменения самого себя. Если ты себя стараешься держать в каких-то рамках, нравственных, моральных, религиозных, то больше вероятности, что люди, глядя на тебя, не захотят сделать тебе плохо. Поэтому можно ли оградить себя от зла? Да, выполняя некоторые правила, выполняя заповеди, выполняя то, что предписано еврейским законом. Первый псалом так и гласит: «Счастлив человек, который не ходил путями неправедных, не стоял в компании злых, не сидел в компании злословящих». Почему он счастлив? Потому что, не попадая в дурные компании, он уже оградил себя от того влияния, которые они могли оказать на него, и спас не только свою душу, но, может быть, даже и жизнь, и здоровье, и все остальное».

Как бороться с терроризмом? Договариваться с террористами или уничтожать?

«Я причисляю терроризм к преступности. Это равносильно убийству, насилию, воровству. Отношение к терроризму должно быть такое же, как к любому другому преступлению. Единственное, мне кажется, если есть международный терроризм, должна быть и маленькая согласованная международная следственная организация, с ним борющаяся.

Это одна история. Вторая история — это выяснение причин терроризма. Помимо следственных органов должен быть орган достаточно образованных людей — психологов, социологов, может быть, историков, кого-то еще, — эти люди должны разбираться, в каких местах находятся очаги терроризма и почему. На земле всего несколько точек, откуда идея терроризма, как раковая опухоль, проникает в разные государства. Их не нужно уничтожать, нужно понять, что дает толчок, что является энергетическим импульсом для появления идеи «я убью ради».

Почему некоторым людям везет, а некоторым нет? Как побороть собственное невезение и не оглядываться на удачу других?

«В еврейской традиции принято считать без всякой доли сомнения, что все от Б-га. Он знает, что Он делает, и что происходит, и какой будет результат. Поэтому мы приходим к выводу, что лучше думать так: везение и невезение не являются ни наградой, ни наказанием. Плохие условия и даже несчастья, так же как и хорошие условия и успех, — это всего лишь условия, в которых мы должны себя проявить. Испытания. Он испыты¬вает нас деньгами, болезнями, новыми встречами, трудностями, ссорами. Если ты из любого из этих испытаний выходишь человеком — ты молодец, ты выдержал, ты пойдешь дальше, и тебя пропустят. А если ты ошибся и поступил неправильно — жди, тебе будет еще испытание, и еще, и еще, пока ты не поймешь, что же от тебя требуется. И если тебе долго не везет, это значит, что ты чего-то не понял. Почему Б-г вывел нас из Египта? Потому что возопили мы к Б-гу. А пока мы терпели, Он не вмешивался. У тебя должен наступить предел, когда ты говоришь: «Я больше этого не хочу». И тогда начинается серьезный разговор с Б-гом — и все меняется».

Как сочетается религия и современная наука, которая научилась объяснять практически все?

«Однажды мой друг, который учился тогда на биофаке, сказал мне, что в науке нет слова «зачем», а есть слово «как». И тогда мне впервые стало вдруг неловко в науке (а у меня два высших образования). Потому что я не могу себя остановить, я хочу задавать этот вопрос. И для этого я должен из науки перейти в религию. Наука пытается объяснить, как этот мир действует, религия пытается объяснить, зачем этот мир существует. Наука рассказывает, как устроен человек, как он думает, как он двигается, как развивается. Религия объясняет, как человеку стать хорошим, как стать счастливым, как быть полезным. Так что совершенно не страшно время от времени касаться то религии, то науки. Если тебе интересно, были ли в VI веке на территории Палестины еврейские поселения — не читай об этом в Талмуде, а узнай из истории. Если перед тобой стоят глобальные вопросы, касающиеся лично тебя и других людей, — ты приходишь в религию и начинаешь делать совершенно, с точки зрения науки, несуразные вещи: молиться, поедать в определенном порядке еду, ходить, входить, выходить, вставать, кланяться. И вдруг оказывается, что в этом процессе, в этом повторении каких-то ритуалов мы обретаем гармонию, мы обретаем покой. Наука не даст покоя. Даже искусство не даст покоя. Наверное, его дает только религия».

 Нужно ли скрывать боль, страдание, горе? Как переживать эти чувства — открыто выплескивая эмоции или подавляя их в себе?

«Боль, страдания и горе у нас в традиции чаще всего связаны со смертью близких. И там мы не только разрешаем, но и помогаем выплеснуть эмоцию. Иудаизм — религия очень жизнеутверждающая, она направлена вперед. Поэтому у нас принято семь дней человека вообще не трогать, он должен выплакаться. В течение следующих тридцати дней он не должен посещать увеселительные мероприятия, просто чтобы не перебивать самого себя. Мы просим не выставлять фотографии, не сохранять вещи умершего человека, чтобы злонамеренно ничто не напоминало о его смерти. Мы хороним в тот день, когда человек умер, специально чтобы ничего не продлевать. Но для того чтобы как можно быстрее пережить смерть близкого, ты должен иметь возможность об этом думать. Считается, что за год человек психологически восстанавливается и может нормально продолжать свою жизнь. Поэтому смотря где и как выплескивать эмоции. Если это нужно — пожалуйста, мы все помогаем».

«Почему вы все время ссоритесь?»

«Все ссоры происходят от невнимания. Мы упускаем момент, когда человек изменился, стал другим. Нам все кажется, что он такой же, как много лет назад, когда мы познакомились. Мы все проспали, а теперь проснулись и поняли, что все это время мы шли в разных направлениях. Чтобы такого не происходило, нужно всегда быть очень внимательным. Никогда не считать отношения чем-то устойчивым, данным навсегда. Мне очень ценно твое замечание, и я постараюсь исправить эту ситуацию, потому что это моя вина.

Есть еще одна вещь, о которой важно помнить, — нельзя накапливать. В еврейской традиции есть мицва — заповедь, которая говорит, что я должен сказать другому человеку, если он что-то нарушает, переступает черту. Если я этого не сделаю, начнется накопление. Количество перейдет в качество, накопившееся раздражение приведет к конфликту. И триггером, искрой для взрыва может стать любая мелочь. Поэтому лучше с самого начала постепенно спускать пар и все проговаривать».

«Зачем нужно читать книги?»

«Книги — это опыт точно таких же детей, как ты. Ты не первый человек на земле. Все, что с тобой случается, уже с кем-то случилось. Если ты хочешь узнать, как другие выкарабкивались из твоих проблем или как другие переживали твои радости, — почитай книгу. Ты увидишь: книги всегда о тебе».

«Почему меня не взяли на похороны?»

«Я бы брал ребенка на похороны, если он захочет. Реальность должна входить в жизнь ребенка как есть. Объяснить, что такое мертвый, что такое «всегда», что такое «никогда» — это такая же работа, как научить его кушать, одеваться и ценить важное».

«Почему вы развелись?»

«Запустили. Как любое растение, любое дерево, как все в природе, человек развивается. Если запустить отношения, люди начинают развиваться в разных направлениях и превращаются в двух совершенно несовместимых, разных людей, которые друг с другом не уживаются. Брак — это огромная работа. А развод — как запущенное поле, которое уже нельзя восстановить, его можно только перепахивать и засевать заново. Но, даже если мы не останемся мужем и женой, мы всегда будем твоими папой и мамой».

«Почему мне не разрешают играть на айфоне, а сами вы все время сидите за компьютером?»

«Мне очень нравится реклама в метро, на которой нарисован компьютер и написано: «Если у тебя есть время поиграть, может быть, ты заработаешь денег?». Если родители сидят за компьютером по работе, нужно объяснить ребенку разницу между игрой и работой. А если они развлекаются и запрещают это делать ребенку, они не правы. Противоречие между тем, что мы декларируем, и тем, что мы делаем, отравляет ребенка».

«Если демократия — свобода выбора, почему меня заставляют делать то, чего я не хочу?»

«Демократия — это не вседозволенность. В любой демократии существуют закон и полиция. Ни одна демократия не может тебе позволить делать то, что вредит окружающим. Так и в семье. Когда я прошу тебя убрать в комнате или поесть, я беспокоюсь не только о тебе, но и обо всей семье. Ты часть семьи. Если ты не будешь есть вовремя, ты можешь заболеть. Если ты будешь болеть, это навредит всем нам — вся семья будет работать на тебя, ходить в больницу, ухаживать за тобой, переживать. Как и в демократии, в семье есть законы, которые мы все обязаны соблюдать».

Обновлено ( 09.12.2013 13:10 )  
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Консультация раввина

Раввины общины: рав Александр Лысковой и рав Леонид Бимбат проводят индивидуальные консультации.

Телефон: +7-495-956-66-09
 Email:ledorvadormoscow@gmail.com


uvdx0hgpmsi

You are here: